Моско́вская фонологи́ческая шко́ла -
направление в исследовании звукового уровня языка. М. ф. ш. возникла
в конце 1920‑х гг. Её основатели - Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов,
А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин - и их
единомышленники - И. С. Ильинская, Г. О. Винокур, А. И. Зарецкий и
другие - опирались на идеи И. А. Бодуэна де Куртенэ (см. Казанская лингвистическая школа). На формирование
М. ф. ш. оказали влияние и взгляды Н. Ф. Яковлева, также продолжавшего
традиции Бодуэна де Куртенэ. Развитие идей М. ф. ш. содержится в трудах
представителей М. ф. ш. второго и следующих поколений. Обобщение идей
М. ф. ш. в виде целостной концепции, отражающей её состояние в
60-70‑х гг., осуществлено М. В. Пановым.
Основа теории М. ф. ш. - учение о фонеме. Важнейшее положение - необходимость
применения морфологического критерия при
определении фонемного состава языка (в этом главное отличие М. ф. ш. от
ленинградской фонологической школы и
от других фонологических школ). Для отнесения разных звуков к одной
фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном
распределении (дистрибуции) в зависимости от фонетических позиций и занимали одно и то же место
в одной и той же морфеме (точнее - морфе), т. е. позиционно чередовались. Фонему
представляет весь ряд (совокупность, множество) позиционно
чередующихся звуков. В этот ряд могут входить самые различные звуки:
близкие и далёкие, а также нуль звука. Так, в русском языке фонема ⟨с⟩ может быть представлена
звуками [с] - «с отцом», [с°] - «с отчимом», [с’] - «с сестрой», [з] -
«с братом», [з’] - «с дядей», [ш] - «с шурином», [ж] - «с женой», [ш’] -
«с чадом», нулём звука - «с щедрым» и др. У фонемы две основные функции;
перцептивная - способствовать отождествлению - и
сигнификативная - способствовать различению значимых единиц языка - слов и морфем. Применение
морфологического критерия опирается на перцептивную функцию фонем:
опознавание и отождествление говорящими слов, а также морфем,
выступающих в разных контекстах и реализованных
в связи с этим разными звуками, осуществляется благодаря не только
единству значения, но и единству фонемного состава. Применение
морфологического критерия опирается и на сигнификативную функцию
фонем: выступая в одной морфеме и не участвуя, следовательно, в
смыслоразличении, позиционно чередующиеся звуки относятся к одной
фонеме.
М. ф. ш. детально разработала теорию позиций - условий
употребления и реализации фонем в речи. Позиционные чередования могут быть обусловлены фонетическими и
морфологическими позициями. В фонетических позициях чередуются
звуки, образующие фонему. В морфологических позициях чередуются фонемы,
образующие морфонему. Позиции могут
быть сильными и слабыми. В сильных фонетических позициях фонема
наилучшим образом выполняет свои функции, в слабых позициях функции
фонемы ограничены. В перцептивно сильной позиции фонема выступает в
своём основном виде (например, в русском языке ⟨а⟩ в звуке [а] под ударением не рядом с мягкими согласными: «ад», «сад», «роса»). В перцептивно
слабой позиции фонема представлена звуком, обусловленным данной позицией
(⟨а⟩ звуком [ä] между мягкими согласными: «пять»). В сигнификативно
сильной позиции фонема не нейтрализуется с
другой фонемой (ко[с]а - ко⟨с⟩а, ко[з]а - ко⟨з⟩а). Сигнификативно слабая
позиция - это позиция неразличения, нейтрализации фонем (ко[с] - ко⟨с⟩ и
ко⟨з⟩). В сигнификативно слабых позициях фонемы ограничены в возможности
различать разные слова и морфемы. В сигнификативно и перцептивно
сильной, т. е. абсолютно сильной, позиции выступает основной
представитель фонемы, её доминанта; в сигнификативно сильных,
но перцептивно слабых позициях фонема представлена своими
вариациями, в сигнификативно слабых позициях -
вариантами.
М. ф. ш. выдвинуто положение о параллельных и пересекающихся рядах
позиционно чередующихся звуков. Соотношение фонем, представляющих собой
непересекающиеся множества звуков, и фонем - пересекающихся множеств,
имеющих общую часть, в разных языках различно.
М. ф. ш. ввела понятие гиперфонемы. Первоначально под
гиперфонемой понималась характеризующая систему фонем функциональная
единица, выступающая в позиции нейтрализации, а также группа
нейтрализующихся фонем. Позднее гиперфонема стала пониматься как
функциональная единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфов
и представляющая собой общую часть нейтрализуемых фонем, не
приводимую в этих морфах к сигнификативно сильной позиции.
Первоначальное содержание термина «гиперфонема» было положено в
основу термина «слабая фонема» в теории фонемы Аванесова, выдвинутой им
в середине 50‑х гг. По этой теории, фонема, или сильная фонема,
представлена рядом звуков, выступающих в сигнификативно сильных
позициях, слабая фонема - рядом звуков, выступающих в сигнификативно
слабых позициях. Объединение сильной и слабой фонемы представляет собой
фонемный ряд. Сильная и слабая фонемы рассматриваются как элементы
словоформы, фонемные ряды - как элементы
морфемы.
Основные положения, выдвинутые при анализе фонемы, применяются
М. ф. ш. и при рассмотрении суперсегментных явлений: ударения, тонов, интонации, диэремы, сингармонизма и др.
Построение фонологической модели языка, с точки зрения М. ф. ш., возможно
только при учёте всех фонетических реализаций фонологических единиц.
Отсюда пристальное внимание представителей М. ф. ш. к звуковой
материи языка, в т. ч. и к изучению её методами
инструментальной фонетики.
Идеи М. ф. ш. нашли применение в первую очередь в теории письма -
графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диалектологии и лингвистической географии, преподавании
неродного языка. Положение о том, что позиционно чередующиеся единицы
представляют собой варианты одной и той же единицы более высокого
уровня, находит всё большее применение не только в фонологии, но и при
описании явлений словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, поэтики и др.
Аванесов Р. И., Фонетика современного русского
литературного языка, [М.], 1956;
Кузнецов П. С., К вопросу об ударении и тоне в
фонологическом и фонетическом отношении, в кн.: Теоретические проблемы
прикладной лингвистики, М., 1965;
его же, Проблема дифференциальных признаков в фонологии и
разграничения различных типов их, в кн.: Исследования по фонологии, М.,
1966;
Панов М. В., Русская фонетика, М., 1967;
его же, Современный русский язык. Фонетика, М., 1979;
Реформатский А. А., Из истории отечественной фонологии, М.,
1970;
его же, Фонологические этюды, М., 1975;
его же, Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии, М.,
1979;
Сидоров В. Н., О Московской фонологической школе, в кн.:
Развитие фонетики современного русского языка, М., 1971.
Л. Л. Касаткин.